Jazz & Rock музыкальный портал

A+ R A-

Бибоп

Печать

Чарли Паркер

Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов 20 века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии.

Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов.

Кроме всего прочего, отличительной чертой всех бибоповцев стала эпатажная манера поведения. Изогнутая труба «Диззи» Гиллеспи, поведение Паркера и Гиллеспи, нелепые шляпы Монка и т. д.

Возникнув как реакция на повсеместное распространение свинга, бибоп продолжил развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаружил ряд противоположных тенденций.

В отличие от свинга, большей частью представляющего собой музыку больших коммерческих танцевальных оркестров, бибоп — это экспериментальное творческое направление в джазе, связанное главным образом с практикой малых ансамблей (комбо) и антикоммерческое по своей направленности.

Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от популярной танцевальной музыки к более высокохудожественной, интеллектуальной, но менее массовой «музыке для музыкантов».

Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на переборе аккордов вместо мелодий. Основными застрельщиками рождения стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Также послушайте Chick Corea, Michel Legrand, Joshua Redman Elastic Band, Jan Garbarek, Charles Mingus, Modern Jazz Quartet.


В конце 30-х годов свинг стал большим бизнесом. Творческий зенит многих свинговых оркестров был перейдён и музыке угрожала закостенелость. Уставшие от оркестровой рутины, свинговые музыканты - часто после рабочего дня в оркестре - стали собираться на неформальные джем-сейшены. Играя вне оркестра, они искали новые музыкальные формы.

Одной такой точкой кристалицазции был клуб Minton's Playhouse в Гарлеме, и вовсе не 52-я улица в Манхэттене, как часто ошибочно утверждается. Наиболее яркие музыканты этого кружка - Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Чарли Кристиан, Телониус Монк и Кенни Кларк.

В 1941 году, когда США ввязались во Вторую мировую войну, был повышен налог на организацию танцевальных мероприятий. Поэтому выступления биг-бэндов стали хуже окупаться, а это приблизило конец эры свинга и поспособствовало развитию нового джазового стиля - бибопа.

Отличительные черты

Большая сложность по сравнению со свингом, больше соло, больше импровизации. Третья "грязная" нота (blue note) - уменьшенная квинта, т. е. тритон - интервал, встречающийся в самых разных контекстах. Саксофон и труба часто играют одну и ту же партию - в унисон.
  • возврат от биг-бэнда к небольшому составу (комбо)
  • обрывистая фразировка, обрывистая мелодия
  • отсутствие рифов
  • сложная гармония
  • обилие насыщенных септаккордов, к примеру, уменьшённых септаккордов
  • каждый тон аккорда может быть альтерирован
  • "жёсткий" ритм (акцент чаще всего на 1-ю и 3-ю доли такта)

Наиболее яркие альбомы

  • Charlie Christian: Swing To Bebop (Dreyfus, 1939-41)
  • Dizzy Gillespie: The Complete RCA Victor Recordings (Bluebird, 1937-49)
  • Howard McGhee: On Dial - The Complete Sessions 1945-1947 (Spotlite)
  • Thelonious Monk: The Genius Of Modern Music , Volume 1 & 2 (Blue Note, 1947-48)
  • Fats Navarro: The Complete Fats Navarro on Blue Note & Capitol (Blue Note, 1947-49)
  • Charlie Parker: The Complete Savoy And Dial Studio Recordings (Savoy, 1944-48)
  • Charlie Parker: Confirmation (Verve, Compilation der Mercury-Aufnahmen 1949-53)
  • Charlie Parker, Dizzy Gillespie, Bud Powell, Charles Mingus,Max Roach: The Quintet - Live At Massey Hall (OJC, 1953)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Портал Вокруг Света
Баннер